Извините, на данный момент данного товара нет в наличии.
Пожалуйста, оставьте свой номер телефона для того, чтобы наши менеджеры могли связатся с Вами для подбора альтернативы!
С 2016 года закон Украины требует от всех предприятий пищевой промышленности внедрения системы менеджмента ХАССП. Чтобы ее внедрить, производители обязаны не только исследовать свой собственный продукт, но и применять требования системы к поставщикам. В том числе и поставщикам хозтоваров.
В этой статье мы расскажем о том, как реализовать этот пункт и организовать закупку хозтоваров на предприятии:
Есть несколько систем, которые помогают управлять пищевой безопасностью. Одна из самых широко используемых — ХАССП (HACCP — от англ. — Hazard Analysis and Critical Control Points — Анализ Опасностей и Критические Контрольные Точки). Ее ключевая идея в том, что эффективнее предотвратить риск загрязнения продукции, чем использовать запоздалые действия и исправлять брак или отзывать продукцию.
Внедрение системы менеджмента ХАССП — не только требование закона. Применяя принципы ХАССП на практике, предприятие снижает долю брака, получает больше доверия потребителей, повышает свою инвестиционную привлекательность и становится более конкурентным на рынке.
При производстве продуктов возникают риски загрязнения и заражения микробами, вирусами, веществами-аллергенами, токсинами, паразитами. Опасные вещества могут попадать из самых разных источников: зараженного сырья, внешней среды. Переносчиками вирусов и бактерий являются животные и насекомые и сами работники. Риск для человека представляют также физическое загрязнение — когда в продукт попадает инородная частица, предмет.
Цель внедрение системы менеджмента ХАССП — минимизировать эти риски. Поэтому, один из обязательных пунктов программы ХАССП — тщательная уборка и дезинфекция помещений, строгое соблюдение правил личной гигиены сотрудников.
Хозтовары — это список товарных групп, которые предназначены для уборки, дезинфекции, гигиены и поддержания порядка. Классический список хозтоваров включает:
По длительности использования, хозтовары делятся на две группы:
Группа расходных материалов в свою очередь включает:
К товарам длительного использования относится уборочный инвентарь — швабры, щетки для мытья стекла, ведра, тележки.
Многие производители хозтоваров предлагают две линейки:
Профессиональный уборочный инвентарь имеет больший срок службы, он предназначен для интенсивного использования и уборки больших площадей. Эргономичность инвентаря прямо влияет про производительность работников, поэтому производители профессионального инвентаря постоянно совершенствуют его конструкцию. Профессиональный инвентарь может требовать сервисного обслуживания и знания правил эксплуатации, поэтому не продается в бытовых хозяйственных магазинах.
Профессиональная химия также имеет свои особенности:
На предприятиях пищевой промышленности используют только профессиональный инвентарь и моющие средства, которые имеют Заключение государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы («Гигиеническое заключение»). Этот документ подтверждает, что товар соответствует медицинским критериям безопасности и может использоваться в заявленной сфере (то есть, в сфере пищевой промышленности).
При выборе хозтоваров согласно концепции ХАССП, важно учитывать задачу минимизировать возможность перекрестного заражения продуктов. Чтобы уменьшить риски попадания в продукты микробов, вирусов, бактерий, используют следующие рекомендации и практики.
Например, после того, как работник помыл и вытер руки, он не должен дотрагиваться чистыми руками до мусорного ведра, чтобы выбросить одноразовое полотенце. Крышка мусорного ведра должна открывается педалью.
Таблица 1. Практика использования хозтоваров согласно рекомендациям ХАССП
Нельзя |
Можно |
Мусорное ведро с крышкой |
Мусорное ведро с педалью |
Кусковое мыло |
Жидкое мыло |
Обычный диспенсер |
Диспенсер с локтевым приводом |
Тканевое полотенце |
Бумажное полотенце |
Система цветового кодирования хозтоваров и зонирования помещений — один из наиболее эффективных методов, которые помогают предотвратить перекрестное загрязнение продуктов.
Практика цветового кодирования работает так: предприятие разделяется на зоны, зона условно обозначается цветом и для каждой зоны используется уборочный инвентарь такого же цвета. Использование отдельного инвентаря для каждой зоны предупреждает риск перекрестного загрязнения и заражения бактериями при уборке.
Обозначение зон и инвентаря цветом — очень наглядно, легко запоминается, поэтому сотрудникам легко следовать этой системе.
Предприятия имеют право самостоятельно решать, каким цветом обозначать зоны и инвентарь. Стандартными считаются 4 цвета: красный, желтый, синий и зеленый.
Например, помещения предприятия делятся на зоны, каждой присваивается цвет:
Цветов может использоваться и больше — это зависит от сложности производственного процесса на предприятии.
Хозтовары, которые используются в пищевой промышленности, так же разнообразны, как виды продуктов, технологических процессов. Цветовая кодировка используется для всех видов уборочного инвентаря — швабр, мопов, ведер, тележек, совков, щеток.
Потребность в закупке хозтоваров формируется на основании задач предприятия. Чтобы обеспечить соблюдение санитарных норм, предприятие проводит чистку и уборку таких объектов:
Для каждого вида оборудования разрабатывают Инструкцию, которая описывает, как разбирают и чистят оборудование, какие средства и инструменты используются для уборки.
На основании Инструкции составляют список моющих средств и инвентаря. Этот список включается в Программу ХАССП предприятия.
Раздел Программы ХАССП с описанием процедуры уборки помещений и соблюдения норм гигиены включает следующую информацию:
Руководствуясь этими принципами, предприятие формирует список необходимых хозтоваров. Перечень товаров периодически пересматривают и вносят изменения в Программу.
Использование предприятием принципов ХАССП доказывает его ответственное отношение к продукту и своему потребителю. Закупка качественных и безопасных хозтоваров, применение практики цветового кодирования и зонирования помогают обеспечивать безопасность продукции, а значит повышать конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках.